



Манипуляторы и автомобили мультилифты пользуются высоким спросом благодаря ускорению и облегчению выполнения подъёмно-транспортных работ. Такая техника прошла долгий путь развития. Первые механизмы, задействованные в строительстве и производстве, были довольно примитивными, а современные модели кранов манипуляторов стали высокотехнологичными системами, способными выполнять сложные операции с высочайшей эффективностью и точностью.
Рождение идеи манипуляторов и мультилифтов берет свое начало в необходимости облегчения физического труда человека и повышения производительности труда. С развитием промышленности и увеличением объемов производства возникла потребность в механизации и автоматизации процессов подъема, перемещения и укладки тяжелых грузов. Именно эта потребность стимулировала инженеров и изобретателей к разработке первых манипуляторов и мультилифтов, положивших начало новой эпохе в механизации трудоемких процессов.
Эволюция манипуляторов-погрузчиков является отличным примером развития робототехники. Первые модели техники были созданы в начале ХХ века. Это были простые устройства, используемые при выполнении повторяющихся и опасных задач на производстве.
В состав первых моделей манипуляторов входила металлическая «рука», которая управлялась вручную или при помощи примитивных механических устройств для захвата и перемещения предметов. Эта техника, работавшая на основе простых механических принципов, была предназначена для подъёма и перемещения грузов на небольших территориях (портах, стройплощадках). Их использование значительно увеличивало производительность труда.
В дальнейшем начали применяться простые моторы, постепенно стали использоваться улучшенные грузовые кабели.
Важный этап развития подъёмных механизмов – создание гидравлических систем. Инженеры начали проводить эксперименты с гидравликой ещё в середине XIX столетия, что в будущем позволило создать механизмы с высокой подъёмной способностью. Именно те технологии используются и при создании современных моделей гидравлических манипуляторов, применяемых в строительстве и транспорте, многих других отраслях (грузовой логистике, производстве).
Со временем техника становилась многофункциональной, обретала более сложные формы. Важный момент в развитии моделей автомобильных манипуляторов стало внедрение компьютерных технологий и искусственного интеллекта. Техника стала способной выполнять комплексные задачи, требующие адаптации к изменяющимся условиям работы, без непосредственного участия человека. Развитие машин во многом обусловлено появлением микропроцессоров в 1970-х годах.
Благодаря электронным системам управления и автоматизации удалось существенно увеличить грузоподъёмность, скорость и безопасность работы манипуляторов и мультилифтов крюковых.
На улучшение конструкции рук манипуляторов оказало положительное влияние развитие материаловедения и мехатроники. Благодаря инновационным материалам подъёмные механизмы одновременно становились более лёгкими и прочными, а технические характеристики машин постоянно повышались. Различные датчики и исполнительные механизмы позволили увеличить точность и повторяемость операций, что значительно расширило сферы применения роботизированной спецтехники.
Ключевым скачком в истории стало появление грузовых мультилифтов – машин, способных одновременно управлять несколькими манипуляторами. Благодаря этому удалось повысить эффективность выполняемых задач благодаря возможности параллельной работы даже в ограниченном пространстве и времени. Мультилифты быстро стали востребованными в разных отраслях – от производства до медицины.
Разработка интеллектуальных систем управления дала возможность выполнять более сложные операции с высокой степенью автоматизации, обеспечивая безопасность и эффективность работ. Высокотехнологичные системы с датчиками, компьютеризированным управлением и программным обеспечением способствуют оптимизации работ. Они могут автоматически определять вес грузов, выбирать оптимальные способы их перемещения, отслеживать состояние основных узлов в режиме реального времени, снижая риск аварий и увеличивая производительность работ.
Каждый этап развития манипуляторов и крюковых мультилифтов был направлен на удовлетворение растущих потребностей производства и строительства. Развитие гидравлических систем, механических устройств и автоматики легли в основу будущих инноваций в индустрии, существенно расширяя возможности работы с тяжёлыми и громоздкими грузами.
Многие компании, использующие спецтехнику для подъёма и транспортировки тяжёлых грузов на короткие и средние расстояния, лишь поверхностно знают, это что за машина мультилифт. На для эффективной и безопасной эксплуатации таких машин важно знать, как правильно и своевременно осуществлять техническое обслуживание. Ведь отсутствие должного ухода может стать причиной сокращения срока службы оборудования, а также возникновения аварийных ситуаций, приводящих к повреждению грузов, угрожающих здоровью и жизни операторов, других людей.
Основной целью регулярного техобслуживания спецтехники является предотвращение неисправностей и выхода техники из строя благодаря следующим операциям:
● Ежедневному осмотру. Операторы должны осуществлять повседневный визуальный осмотр манипуляторов на наличие очевидных повреждений или неполадок (трещин, утечки гидравлической жидкости, повреждений кабелей, износа шин). Это позволяет быстро выявлять и устранять небольшие проблемы до того, как они станут причиной серьёзных неисправностей.
● Регулярному обслуживанию. Эти работы включают более тщательную проверку, замену изношенных или повреждённых деталей (шлангов, сальников, фильтров и пр.). Соблюдение графика регулярного техобслуживания, рекомендованного производителем спецтехники, гарантирует надёжную работу и снижает вероятность внезапных поломок.
● Проверке гидравлической системы. Гидравлика – жизненно важная часть любого манипулятора и мультилифта, поэтому нужно регулярно проверять уровень и состояние рабочей жидкости, состояние шлангов и насосов. Утечки и снижение уровня жидкости могут ухудшить производительность и даже стать причиной отказа оборудования.
● Проверке механических соединений. Важно регулярно проверять, подтягивать болты и гайки, особенно если речь идёт о критически важных узлах (захватах, шарнирах). Это позволит предотвратить любые люфты и вибрации, которые могли бы привести к повреждениям или авариям.
● Тестированию системы управления. Проверка автоматики и основных органов управления с дальнейшей калибровкой обеспечивает точность и отзывчивость спецтехники при выполнении любых манипуляций. Это также позволяет предотвратить перегрузку систем, повышая безопасность для оператора и окружающей среды.
Систематическое техобслуживание любых типов манипуляторов обеспечивает оптимальную производительность и безопасность эксплуатации. Чистые и полностью функциональные механизмы улучшают эффективность выполняемых работ, снижают расходы на топливо и предотвращают простои, вызванные внезапным отказом оборудования. При регулярном обслуживании удаётся избежать дорогостоящего капремонта за счёт своевременного выявления и устранения мелких поломок.
Важный момент – обучение персонала. Знание того, как работает мультилифт на мусоровозе или другой машине, а также правильная и безопасная эксплуатация техники напрямую влияют на безопасность выполняемых операций. Проведение регулярных тренингов и курсов повышения квалификации гарантирует, что операторы будут знать правила техобслуживания и эксплуатации оборудования.
Манипуляторы и мультилифты являются востребованной техникой в современном строительстве, производстве и коммунальном хозяйстве. Сегодня на рынке представлено множество универсальных машин, способных выполнять широкий спектр задач – от погрузки и разгрузки до транспортировки тяжёлых грузов. В таблице ниже приведены наиболее популярные модели мультилифтов с высотой подъёма и габаритами и другими характеристиками манипуляторов.
Название техники |
Основные характеристики |
Гидравлический кран-манипулятор Hiab XS 322 |
МАХ вылет 21 м МАХ грузоподъёмность 10 т Грузовой момент 29,7 тм Угол поворота 420° |
Кран-манипулятор Palfinger PK 20002 L SH |
Грузовой момент 150.7 тм МАХ грузоподъёмность 40 т МАХ гидравлический вылет 25.6 м Угол поворота 360° МАХ давление 385 бар |
Крюковой мультилифт Multilift XR21S |
МАХ грузоподъёмность 21 т МАХ объём контейнера 21 м3 Высота крюка 1,57 м |
Кран-манипулятор Fassi F660RA |
Грузовой момент 64.12 тм МАХ грузоподъёмность 16 т МАХ гидравлический вылет 7.45 м |
Мультилифт HyvaLift 26-62-S |
МАХ грузоподъёмность 26 т Объём съёмного бункера 20-36 м3 Высота крюка 1.57 м Рекомендуемый гидронасос 80 л/мин |
Кран-манипулятор Unic UR-800E |
МАХ грузоподъёмность 8,2 т МАХ гидравлический вылет 15.6 м Грузовой момент 20.2 тм |
Кран-манипулятор Tadano TM-Z500 |
МАХ грузоподъёмность 4,04 т МАХ гидравлический вылет 15.2 м МАХ усилие 7,92 кН |
Кран-манипулятор ИНМАН ИМ-440 (Россия) |
МАХ грузоподъёмность 8 т МАХ гидравлический вылет 7.6 м Грузовой момент 40 тм Угол поворота 400° |
Мультилифт KROMANN XL30S.62.6 |
МАХ грузоподъёмность 32 т Рабочее давление 30 МПа Высота крюка 1.57 м Длина сменных контейнеров 5.25-7 м |
Крюковой мультилифт VDL S26-6600 |
МАХ грузоподъёмность 26 т Рабочее давление 350 бар Длина сменных контейнеров 5-7.25 м |
То, сколько стоит мультилифт или манипулятор, зависит от множества факторов: грузоподъёмности, долговечности конструкции и качества используемых материалов, универсальности использования, эргономики управления. Эти параметры также определяют эффективность выполнения операций, срок службы оборудования, безопасность и надёжность функционирования техники. А это, в свою очередь, определяет производительность работ и прибыльность бизнеса.