Top.Mail.Ru
Ваш город — Москва?

Гусеничные краны лидеры в строительной и тяжелой промышленности.

Гусеничные краны отличаются высокой проходимостью и устойчивостью, что делает их незаменимыми на сложных ландшафтах и в условиях ограниченного пространства. Без гусеничных кранов многие строительные проекты просто не смогли бы осуществиться. Они обеспечивают эффективность и скорость работы, что значительно сокращает время строительства и снижает затраты. Это делает их незаменимыми в современном строительстве

 

В 2025 году рынок гусеничных кранов демонстрирует устойчивый рост. Это связано с увеличением числа инфраструктурных проектов и активным развитием урбанизации. Основные игроки рынка, такие как Liebherr, ЧМЗ, XCMG, Sany продолжают инвестировать в инновации, предлагая модели с улучшенной грузоподъемностью и энергоэффективностью. Чтобы вам было легче решить вопрос какой купить гусеничный кран, мы постараемся в этой статье подробно рассказать о гусеничных кранах и сделать обзор рынка современных гусеничных кранов.

История происхождения и развития гусеничных кранов

Гусеничные краны представляют собой важное достижение инженерной мысли, объединившее две ключевые технологии - грузоподъемные механизмы и гусеничный движитель. Их история насчитывает несколько веков эволюции, от первых простых подъемных устройств до современных мощных машин.

Истоки грузоподъемных механизмов уходят в глубокую древность. Еще при строительстве египетских пирамид (около 4000 лет назад) использовались устройства для подъема каменных блоков весом до 360 тонн.

В Древней Греции (V век до н.э.) Архимед создал первый известный подъемный механизм, состоявший из барабана, подвижного блока, рычага, болта и клина.

В Древнем Риме (I век до н.э.) появились первые поворотные краны, способные поднимать грузы на высоту до 12 метров.

В России первые краны появились в 1793 году (поворотный кран на Петровском заводе), а массовое производство началось с 1900 года (мостовые и железнодорожные краны).

В СССР первые мобильные краны на гусеничных платформах появились в 1934 году 

  • С 1940 по 1975 год парк гусеничных кранов в СССР увеличился в 140 раз, достигнув 100 тысяч единиц 
  • В 1950-60-х годах начался выпуск специализированных гусеничных кранов, таких как КС-4671 и КС-5671 с грузоподъемностью 20-25 тонн 
  • В 1949 году компания Liebherr выпустила свой первый гусеничный кран LRS 4 грузоподъемностью 10 тонн 
  • В 1969 году Liebherr представила революционную модель HS 871 с грузоподъемностью 400 тонн 

Современные гусеничные краны

Сегодня гусеничные краны достигли невероятных показателей. Современные модели оснащены гидравлическими системами, могут вращаться на 360° и работать в экстремальных условиях 

Liebherr LR 13000 - самый большой в мире гусеничный кран с грузоподъемностью 3000 тонн и высотой подъема 248 метров.

В ноябре 2019 года LR 13000 установил рекорд, подняв груз весом 3371 тонну. Позже Liebherr планировал побить этот рекорд, используя усовершенствованную стрелу PowerBoom, которая должна была увеличить грузоподъемность до 3750 тонн.

Несмотря на гигантские размеры, LR 13000 легко перевозится: его компоненты весят не более 70 тонн, а бетонные плиты балласта упакованы в стандартные 20-футовые контейнеры. Это позволило использовать его в разных уголках мира, включая морские проекты.

LR 13000 — единственный гусеничный кран в своем классе, который может работать без дополнительного балласта, что критично для проектов с ограниченным пространством

В России гусеничные краны представлены несколькими ведущими моделями, которые отличаются грузоподъемностью, длиной стрелы и сферами применения.

В России наиболее востребованы краны ДЭК и СКГ благодаря их надежности и адаптации к местным условиям. Импортные модели (XCMG, Sany) предлагают современные решения, но требуют внимания к сервису и запчастям.

Краны серии ДЭК (Челябинский механический завод)

Краны серии ДЭК (дизель-электрические краны) — одна из ключевых линеек продукции Челябинского механического завода (ЧМЗ), ставшая его визитной карточкой. Их производство началось в середине XX века и продолжается по сей день, с постоянной модернизацией и расширением модельного ряда.

В советское время до 40% кранов ДЭК поставлялись за рубеж, включая Кубу, Вьетнам, Ирак. Техника доказала свою эффективность в разных климатических зонах – от тундры до тропиков. ЧМЗ продолжает совершенствовать краны, внедряя новые системы управления и повышая грузоподъемность (до 100 тонн в моделях ДЭК-1001).

  • ДЭК-251 – грузоподъемность 25 т, стрела до 32,75 м, гусек 5 м. Один из самых распространенных кранов в России и СНГ.
  • ДЭК-321 – 32 т, стрела 32,75 м, гусек 5 или 10 м. Популярная модель с хорошим соотношением цены и качества.
  • ДЭК-401 – 40 т, стрела 40 м. Инновационная модель с дизель-электрическим приводом
  • ДЭК-631А – 63 т, стрела 42 м. Используется для масштабных проектов.
  • ДЭК-1001 – 100 т, стрела 70 м. Модель высокой грузоподъемности для сложных монтажных работ.

Особенности:

  • Работают от дизель-генератора или внешней сети 380 В.
  • Возможность передвижения с грузом.
  • Широкий выбор навесного оборудования (грейфер, электромагнит, сваебойное оборудование).

Основные технические характеристики гусеничного крана ДЭК-631А

Грузоподъемность

o   Максимальная: 63 тонны (на основной стреле 18 м).

o   На жестком гуське (10 м): 10 тонн.

o   На маневровом гуське (15,25–37,75 м): 5–12,2 тонны.

o   Перемещение с грузом: до 50 тонн.

Стреловое оборудование

o   Основная стрела: 18 м, удлиняется вставками (6 м и 12 м) до 42 м.

o   Жесткий гусек: 10 м (вспомогательный подъем).

o   Башенно-стреловое исполнение (БСО):

§  Башня: 36 м.

§  Маневровый гусек: 15,25–37,75 м.

Высота и вылет

o   Максимальная высота подъема:

§  На стреле: 40 м.

§  С БСО: 71,2 м.

o   Максимальный вылет: 39,7 м (с жестким гуськом).

Двигатель и питание

o   Дизель-генератор: 100 кВт (ЯМЗ-238М2 или аналоги).

o   Внешнее питание: 380 В, 50 Гц.

o   Средний расход топлива: ~22,5 л/ч.

Габариты и масса

o   Габариты (Д×Ш×В): 8,86×5,4×4,3 м (транспортное положение).

o   Масса крана с основной стрелой: 83,5 тонн.

o   Удельное давление на грунт: 0,098 МПа (1 кг/см²).

Скорости и управление

o   Передвижение: 0,5 км/ч (с грузом), 8,3 м/мин (без груза).

o   Скорость подъема:

§  Главный подъем: 4–12 м/мин.

§  Вспомогательный: 17,5 м/мин1.

o   Частота вращения: 0,4 об/мин.

Климатические условия

o   Диапазон температур: -40°C до +40°C (стандарт), -10°C до +60°C (тропическое исполнение).

Дополнительные опции

o   Навесное оборудование: грейфер, электромагнит, сваебойная мачта, буровая установка.

o   Системы безопасности: ограничители нагрузки (ОГМ-240), видеонаблюдение, предпусковой подогреватель.

2. Краны серии СКГ (Раменский механический завод)

  • СКГ-505 – 50 т, стрела 27 м, гусек 15 м.
  • СКГ-631 – 63–100 т, стрела 37 м, гусек 7,6 м3.

Особенности:

  • Модернизированные модели с высокой устойчивостью.
  • Подходят для работы в сложных условиях.

3. Краны серии РДК (восстановленные модели)

  • РДК-250 – грузоподъемность 25 т, стрела до 47 м. Популярен в строительстве и карьерах благодаря надежности и мобильности.

Особенности:

  • Производились в Германии (TAKRAF), сейчас восстанавливаются в России.
  • Гидравлический привод, как у современных зарубежных моделей.

4. Краны китайских производителей (XCMG, Sany)

4.1         Гусеничный кран XCMG XGC88000 – мировой рекордсмен (4000 т.)

В России чаще используются модели до 650 т. Модульная конструкция для удобства транспортировки и сборки. Работа в сложных условиях: нефтехимия, атомная энергетика, горнодобывающая промышленность.Функция "Супер Лифт" (SL) для увеличения грузоподъёмности.       Сертификаты: CE, ISO 9001.Вот основные технические характеристики гусеничного крана XCMG XGC88000

1. Грузоподъёмность

  • Максимальная грузоподъёмность: 3600 тонн.
  • Максимальный грузовой момент: 88 000 кН·м (или 88 000 т·м).

2. Стрела и вылет

  • Максимальный вылет стрелы: 126 метров.
  • Длина основной стрелы:
    • Тяжёлая стрела: 60–120 м.
    • Лёгкая стрела: 126–144 м.
  • Дополнительные конфигурации:
    • Башенная стрела: до 108 м.
    • Специальная стрела: 15–33 м.

3. Двигатель и мощность

  • Тип двигателя: 3 × Cummins QSK23.
  • Мощность каждого двигателя: 641 кВт (860 л.с.).
  • Суммарная мощность: 1923 кВт (3 × 641 кВт).

4. Скорости и манёвренность

  • Скорость передвижения (без груза): 0,37 км/ч.
  • Скорость поворота: 0,024 об/мин.
  • Преодолеваемый уклон: 6% (≈3,4°).

5. Транспортные параметры

  • Максимальная масса транспортируемого модуля: ≤65 тонн.
  • Габариты модуля: 13 м × 3,5 м × 3,4 м.
  • Общая масса крана (с 60-метровой стрелой): 5350 тонн.

4.2        Гусеничный кран Sany SCC800TB – 80 т, телескопическая стрела 47 м.

Современные гидравлические системы, конкурентоспособные цены по сравнению с европейскими аналогами. Особенности гусеничного крана это электрогидравлическая регулировка скорости, система контроля предельной нагрузки, возможность движения с грузом  и наличие телескопической рамы для удобства транспортировки.

Основные технические характеристики Sany SCC800TB 

  • Грузоподъемность (max): 80 тонн
  • Длина стрелы (max): 42,5 м (в некоторых модификациях до 47 м) 
  • Максимальный грузовой момент: 344 т·м (в некоторых версиях 313 т·м) 
  • Двигатель:
    • Тип: Дизельный (Cummins QSB5.9-C210)
    • Мощность: 212 кВт (288 л.с.) 
  • Скорости работы:
    • Передвижение: до 2,5 км/ч
    • Преодолеваемый уклон: 45%
    • Скорость поворота платформы: до 2,25 об/мин 
    • Скорость подъема лебедки: до 110 м/мин 
  • Габариты (Д×Ш×В): 14 000 × 3 360 × 3 250 мм 
  • Вес: 60 тонн (в транспортном положении — до 50 тонн) 
  • Давление на грунт: 0,09 МПа 

Дополнительные модификации

  • SCE800TB-EV (электрическая версия) имеет аналогичные параметры, но с двигателем Danfoss мощностью 206 кВт.

Особенности эксплуатации и технического обслуживания гусеничных кранов.

 Гусеничные краны являются неотъемлемой частью строительных и промышленных объектов благодаря своей мощности и мобильности. Эти краны могут перемещаться по сложным местностям, где другие типы кранов оказываются неэффективными.

Успешная эксплуатация гусеничных кранов требует строгого соблюдения правил технического обслуживания, что обеспечивает безопасность и продолжительность их работы.

Эти машины отличаются от колёсных кранов своей способностью работать на менее укрепленных поверхностях, благодаря гусеничному ходу, который обеспечивает лучшее распределение веса.

Перед первым использованием гусеничного крана необходимо провести ряд подготовительных процедур.

Во-первых, следует тщательно проверить состояние гусениц и механизмов передвижения, поскольку именно они испытывают наибольшие нагрузки. Важно убедиться, что все болты и закрепляющие элементы затянуты должным образом, а гусеничные ленты не имеют повреждений и износа.

Во-вторых осуществляется проверка уровня масла и состояние гидравлической системы, которая играет критическую роль в функционировании крана. Необходима проверка на отсутствие утечек и обеспечение достаточного давления в системе, чтобы избежать возможных сбоев в работе.

Третье, важно проверить исправность всех электрических систем и убедиться в том, что кабина крана и все управляющие элементы находятся в идеальном состоянии. Чистота кабины, исправность кресла и наличие необходимых инструментов управления являются ключевыми для безопасной и комфортной работы оператора.

Четвертое-важно также следить за состоянием двигателя и трансмиссии. Плановая замена масла, фильтров, а также проверка уровня топлива и антифриза способствует поддержанию крана в исправном состоянии. В случае обнаружения утечек или других дефектов следует немедленно обратиться к специалисту.

Пятое необходимо также учитывать индивидуальные особенности каждой модели гусеничного крана, так как производители могут вносить специфические требования к обслуживанию своего оборудования. Это считается ключевым аспектом для обеспечения долговечности и надежности в работе.

Шестое - важно проводить профилактические проверки системы безопасности крана, включая аварийные остановки, предупредительные сигналы и другое оборудование безопасности. Это поможет предупредить аварии и обеспечить безопасность оператора и персонала на площадке.

Обязанности и навыки машиниста гусеничного крана.

Гусеничный кран — сложная  и высокопрофильная спецтехника, требующее от машиниста гусеничного крана не только высокой квалификации, но и ряда специфических навыков. 

Первостепенной задачей машиниста гусеничного крана  является управление механизмами подъема и перемещения грузов. Важно не просто уметь управлять краном, но и разбираться в его устройстве, чтобы в случае непредвиденных ситуаций провести первичную диагностику и, по возможности, устранение неисправности. Крановщик должен знать принцип работы двигателя, системы подъема, балансировки и безопасности.

Актуальные знания в области чтения и понимания схем, чертежей и технической документации также крайне важны, поскольку каждая операция с гусеничным краном требует предварительного планирования и точного расчета массы груза и радиуса его перемещения. Коммуникативные навыки важны для общения с другими членами команды на стройплощадке в целях координации действий и повышения общей безопасности. 

Безопасность является критическим аспектом работы крановщика. Оператор должен строго следовать инструкциям по технике безопасности, уметь оперативно реагировать на аварийные ситуации, поддерживать кран в исправном состоянии и регулярно проходить соответствующие инструктажи и тренинги. Знание правил эксплуатации в различных погодных условиях также необходимо, поскольку элементы погоды могут существенно влиять на функционирование гусеничных кранов.

Помимо технических и профессиональных навыков, от крановщика требуется и физическая выносливость, поскольку работа часто предполагает длительное нахождение в кабине крана в условиях, когда необходимо поддерживать высокий уровень концентрации внимания. Также важно наличие хорошей координации и способность быстро принимать решения в стрессовых ситуациях.

Перед началом работы машинист гусеничного крана  должен провести визуальный осмотр крана на предмет обнаружения любых повреждений или аномалий в конструкции. Все функции управления должны быть проверены на исправность, особенно системы торможения и аварийного останова. К тому же, необходимо убедиться в исправности устройств предупреждения и световой сигнализации.

Акцент в обучении машиниста гусеничного крана также делается на понимании грузоподъемности крана и правильности расчета массы поднимаемых грузов. Превышение допустимой нагрузки может вызвать опрокидывание крана или выход его из строя. Поведение крана на различных типах почвенного покрытия также должно быть предметом внимания крановщика, поскольку гусеничные краны чувствительны к условиям опорной поверхности.

Каждую смену должна сопровождаться докладом о техническом состоянии машины, который включает в себя данные о любых сбоях в системах или необходимых вмешательствах. Это помогает техническому персоналу поддерживать оборудование в рабочем состоянии и эффективно реагировать на возможные проблемы.

Важно, чтобы каждый крановщик регулярно проходил специализированные тренинги и курсы повышения квалификации. Периодические практические занятия на тренажерах и симуляторах играют важную роль, позволяя операторам отрабатывать управление в разнообразных и часто сложных ситуациях без реального риска для здоровья или оборудования. Тренировки способствуют улучшению реакции на неожиданные ситуации, что критически важно при эксплуатации гусеничных кранов.

Периодическая аттестация крановщиков для подтверждения их квалификации и способности к безопасной работе с оборудованием очень важна. Это помогает не только поддерживать высокие стандарты безопасности, но и стимулирует крановщиков к постоянному профессиональному росту.

Установление системы менторства, где опытные машинисты гусеничных  кранов делятся знаниями и умениями с новичками, может значительно повысить общий уровень профессионализма в данной отрасли. Совместная работа и обмен опытом укрепляют профессиональное сообщество и способствуют более быстрому включению новых крановщиков в рабочий процесс, что делает работу машиниста гусеничного крана привлекательной и профессиональной.

Пусть эти мощные машины продолжают формировать наш мир, а опытные машинисты  гусеничных кранов обеспечивают безопасную и эффективную работу на каждой площадке. 

На специализированном портале НАШЁЛ.РУ собрано много полезной информации и спецтехники, и том числе о гусеничных кранах : как купить, взять в аренду или продать гусеничный кран, вакансии машинистов гусеничного крана, обзоры рынка и мнения профессионалов.

 

Откройте для себя мир спецтехники с НАШЁЛ.РУ

 

Дата публикации: 31.03.2025 | Обновлено: 31.03.2025 | Автор статьи: Нашёл.ру
Мы используем cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и на обработку персональных данных в соответствии с политикой обработки персональных данных.