



Экскаваторы стали революционным изобретением в горнодобывающей и строительной отраслях, пройдя долгий путь от первых примитивных землеройных машин до современных гигантов карьерной техники. Давайте проследим ключевые этапы этой эволюции.
История землеройных машин уходит корнями в эпоху Возрождения:
1420 году в венецианском издании "Кодекса Джованни Фонтана" впервые упоминается механизированная землечерпалка для углубления каналов.
Леонардо да Винчи в начале XVI века разработал схему прототипа современного экскаватора-драглайна и создал чертежи грейфера для землечерпалки. В 1500 году он даже применял свои изобретения при прокладке каналов в Миланской долине.
В 1597 году венецианский механик Буанаюто Лорини построил плавучую землечерпалку для очистки каналов Венеции.
В 1718 году французские механики де ла Бальм и Белидор представили Французской Академии наук проект землеройного устройства с двумя ковшами.
Настоящий прорыв произошел с изобретением парового двигателя:
Первый паровой экскаватор создал 23-летний американский инженер Уильям Отис в 1836 году. Его машина, названная "Лопатой Отиса", имела мощность 20 л.с. и могла заменить труд 120 человек, разрабатывая около 100 м³ грунта в час.
Первое документально подтвержденное использование парового экскаватора Отиса состоялось в 1838 году на строительстве Западной железной дороги в Спрингфилде, штат Массачусетс.
В 1842 году один из семи построенных Отисом экскаваторов был завезен в Россию для строительства железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой.
В 1877 году английская компания "Ruston & Proctor & Co." под руководством Джозефа Растона произвела около 100 паровых экскаваторов, часть из которых экспортировала в США и Россию.
В 1883 году в США появились две конкурирующие компании - "Marion Steam Shovel Company" и "Bucyrus Foundry", которые поставили производство паровых экскаваторов на промышленные рельсы.
В 1901 году на Путиловском заводе (ныне Тверской экскаваторный) началось производство первых русских экскаваторов.
В 1905 году немецкая фирма "Оренштейн & Коппель" выпустила первые полноповоротные паровые экскаваторы с ковшами до 4 м³.
В 1910 году появились первые электрические экскаваторы, а американская фирма "Бюсайрус" выпустила первый полноповоротный экскаватор на гусеничном ходу
В 1912 году начал работать первый экскаватор с двигателем внутреннего сгорания на гусеничном ходу.
Советский период ознаменовался созданием мощных карьерных машин:
В 1931 году в СССР было организовано серийное производство экскаваторов - выпущены первые 15 машин.
В 1936 году появился первый советский карьерный экскаватор М-IV-Э (IV-М-3) с ковшом 3 м³ и двигателем мощностью 250 кВт.
В 1947 году Уральский завод тяжёлого машиностроения (УЗТМ) первым в мире начал серийный выпуск карьерных экскаваторов с ковшами 3-5 м³.
В 1948 году на Новокраматорском заводе выпущен первый советский шагающий экскаватор-драглайн ЭШ-1 с ковшом 3,4 м³ и стрелой 37,5 м.
В 1958 году УЗТМ изготовил шагающий драглайн с ковшом 25 м³ и стрелой 100 м.
В 1965 году Новокраматорский машиностроительный завод создал экскаватор-лопату с ковшом 35 м³ для крепких грунтов.
В 1975 году УЗТМ выпустил самый мощный советский шагающий экскаватор ЭШ 100.100 с ковшом 100 м³ и стрелой 100 м.
Эволюция экскаваторов продолжается, и современные модели сочетают в себе мощь, точность и экологичность, оставаясь незаменимыми помощниками в горнодобывающей промышленности и строительстве.
Сегодня карьерные экскаваторы достигли невероятных показателей. Современные карьерные экскаваторы могут иметь длину стрелы до 55 м, скорость перемещения до 2,5 км/ч, рабочий цикл около 50 секунд. Ширина гусеницы современных машин достигает 24 м, а радиус копания - до 30 м.
Вот список ведущих производителей карьерных и горных экскаваторов на 2025 год, основанный на актуальных данных:
SANY (Китай)
Один из крупнейших китайских производителей, значительно увеличивший поставки в Россию после ухода западных брендов. В 2022 году объем импорта экскаваторов SANY в РФ вырос на 263%. SANY предлагает линейку карьерных экскаваторов, таких как SANY SY375H (ковш 1,9 м³). Модели: Sany SE750, SE1300 (гидравлические экскаваторы) популярные модели карьерных экскаваторов в России.
XCMG (Китай)
Еще один ключевой китайский игрок, утроивший экспорт в Россию. Производит широкий ассортимент горной техники, включая экскаваторы и бульдозеры. XCMG развивает крупногабаритные модели, такие как XCMG XE7000 (ковш до 36 м³), XE2000.
Komatsu (Япония)
Несмотря на санкции, Komatsu остается одним из лидеров рынка. В начале 2022 года занимал первое место по импорту в РФ, но к концу года был вытеснен китайскими брендами. Komatsu выпускает мощные экскаваторы, такие как Komatsu PC8000-11 (ковш 42 м³) с гибридными технологиями.
Hitachi Construction Machinery (Япония)
Входит в число ведущих мировых производителей горной техники, хотя в последние годы ее доля на российском рынке сократилась. Hitachi производит электрические и дизельные модели, например, Hitachi EX8000-7 (ковш 45 м³).
Caterpillar (США)
Один из крупнейших производителей горной техники в мире, но его присутствие в России значительно сократилось из-за санкций. Caterpillar– лидер в производстве карьерной техники, включая гигантские модели, такие как Caterpillar 6090 FS (ковш 52 м³, мощность 4500 л.с.). Компания Caterpillar выпускает модели карьерных экскаваторов типа 6015B (140 т, ковш 8,1 м³) и 6020B (224 т, ковш 12 м³).
Sandvik (Швеция)
Мировой лидер в производстве высокотехнологичной горной спецтехники, включая экскаваторы.
Liebherr (Германия)
Производит мощные карьерные экскаваторы, но его техника стала менее доступна в России из-за санкций. Liebherr известен экскаваторами Liebherr R9800 (ковш 42 м³) и гибридными решениями. Liebherr предлагает линейку горных экскаваторов с ковшами от 7 до 47,5 м³ и мощностью двигателей до 2,984 кВт.
БЕЛАЗ (Беларусь)
Хотя известен в первую очередь карьерными самосвалами, компания также производит другую горную технику, включая экскаваторы. В 2022 году вдвое увеличила экспорт в РФ.
ЧЕТРА (Россия)
Российский производитель, который в 2023 году начал реализацию широкой номенклатуры горно-шахтных машин, включая экскаваторы. Планирует занять до 20% рынка горной техники в ближайшие 4 года.
Zoomlion и LiuGong (Китай)
Эти китайские бренды показали значительный рост поставок в Россию (в 9 и 6.3 раза соответственно в 2022 году). Популярные в России модели карьерных экскаваторов Zoomlion ZE750E и SDLG E6400F.
Корейские бренды (Hyundai, Doosan) также демонстрируют рост на российском рынке, но их доля меньше, чем у китайских производителей.
Параллельный импорт позволил некоторым западным брендам (например, Komatsu) продолжать поставлять технику в Россию, несмотря на официальные ограничения. Популярные модели: Komatsu PC400, PC800.
Российские производители
UMG (Тверской экскаватор, Эксмаш и др.) – Разрабатывает локализованные модели, включая гусеничные экскаваторы с двигателями ЯМЗ.
Lonking (поставляется в РФ через "ПРОТЕХ") – Китайский бренд, представленный в России моделями Lonking CDM6950 (ковш 6,5 м³).
ЭКГ от «Уралмаш» и «ИЗ-КАРТЭКС». Эти электрические экскаваторы традиционно доминируют в угледобывающих регионах, таких как Кузбасс. Однако их парк сильно изношен, и предприятия активно модернизируют технику. Примеры: ЭКГ-5А, ЭКГ-10 (механические лопаты) применяются для вскрышных работ и добычи угля.
Тверской экскаваторный завод производит одноковшовые экскаваторы, включая модели для карьерных работ.
На российском рынке горных экскаваторов в 2025 году представлены ключевые отечественные производители:
КРАСТЯЖМАШ (КЗТМ). Российский производитель, выпускающий тяжелые экскаваторы для открытых горных работ. Среди его моделей — экскаваторы серии КТМ, разработанные в 2005 году, и классические модели типа ЭКГ-12,5 (масса 32200 тонн, мощность 235 кВт). Предприятие также производит запчасти и обслуживает технику других марок .
ЧЕТРА. Компания анонсировала расширение линейки горно-шахтной спецтехники, включая экскаваторы. Ранее она фокусировалась на бульдозерах, но теперь активно развивает направление подземной техники.
Для выбора конкретной модели важно учитывать тип грунта, объем работ и доступность сервиса.
Карьерные и горные экскаваторы различаются в основном по месту применения, конструкции и функциональности. Основное отличие – в специализации, а именно карьерные экскаваторы применяются для масштабной добычи в открытых разрезах. Горные экскаваторы применяются для работы в сложных условиях, включая крутые склоны и подземные шахты.
По назначению и условиям работы
Карьерный экскаватор предназначен для работы в открытых карьерах, где добывают полезные ископаемые (уголь, руду, песок, щебень и т. д.).
Горный экскаватор применяется в горнодобывающей промышленности, в том числе в сложных условиях (на крутых склонах, в глубоких разрезах, при низких температурах).
По конструкции и характеристикам
Карьерные экскаваторы обычно крупнее и мощнее (например, гидравлические или шагающие модели с ковшом до 50 м³).
Горные экскаваторы могут быть меньше, но более маневренными, особенно если работают в узких забоях или на крутых склонах.
Карьерные чаще на гусеничном ходу (для устойчивости на рыхлых грунтах). Горные могут иметь специальные крепления или рельсовое перемещение (если работают в шахтах).
У горных экскаваторов часто усиленная рама и противовесы для работы на неровных поверхностях.
Карьерные чаще оснащаются прямой лопатой (для копания "от себя") или драглайном (для глубоких разработок). Горные могут иметь гибкую стрелу или телескопическое оборудование для работы в ограниченном пространстве.
ИИ и цифровые технологии трансформируют работу горных экскаваторов, делая ее более точной, безопасной и экономически выгодной. Ключевые направления включают моделирование, автоматизацию, интеллектуальные бортовые системы и диагностику, что в совокупности повышает КПД горнодобывающих предприятий.
1. Компьютерное моделирование для оптимизации работы экскаваторно-автомобильных комплексов (ЭАК)
Разработаны программы, такие как «Транспортная система карьера» (ИГД УрО РАН), которые позволяют моделировать работу экскаваторов, автосамосвалов и всей транспортной системы карьера. Это помогает выявлять резервы повышения производительности, минимизировать простои и оптимизировать логистику.
Моделирование учитывает факторы, снижающие производительность, такие как движение автосамосвалов, разъезды, задержки, и позволяет тестировать различные сценарии работы.
2. Смарт-функции и бортовые системы для экскаваторов
Компания Liebherr представила интеллектуальные системы для горных экскаваторов, включая:
Truck Loading Assistant – автоматизирует загрузку самосвалов, предотвращая перегруз или недогруз, с точностью до 99%.
Операционная аналитика – отслеживает производительность оператора, энергоэффективность, скорость циклов и дает рекомендации по улучшению работы.
Мониторинг условий эксплуатации – анализирует нагрузку на машину и помогает прогнозировать затраты на ТО.
Эти системы доступны для моделей экскаваторов Liebherr (R 9150, R 9200, R 9350 и др.) и могут быть установлены во время планового обслуживания экскаватора.
3. Автоматизация и цифровизация планирования горных работ
Используются алгоритмы автоматизированной расстановки экскаваторов в карьере на основе компьютерного моделирования, что ускоряет процесс планирования и повышает эффективность добычи.
Методика включает блочное моделирование рудного тела, анализ фронта горных работ и оптимизацию длины экскаваторных блоков.
4. Диагностика и мониторинг состояния оборудования
Разработаны методы идентификации параметров линий электропередачи, питающих экскаваторы, что упрощает контроль энергопотребления и предотвращает перегрузки.
Ведется исследование по повышению ресурса деталей экскаваторов, что особенно актуально для сложных условий эксплуатации.
5. Интеграция с системами автономного транспорта
Для карьерных самосвалов Liebherr внедряются система автоматизированного движения, такие как Trolley Guidance (для работы под троллейной сетью) и Crusher Guidance (для точного подъезда к дробилкам).
Современные карьерные экскаваторы все чаще оснащаются системами на основе искусственного интеллекта (ИИ) и передовыми техническими решениями, которые значительно повышают эффективность, безопасность и производительность горных работ. Рассмотрим ключевые инновации в этой области.
1. Бортовые информационные системы с элементами ИИ
Современные бортовые информационные системы карьерных экскаваторов выполняют комплекс функций по сбору, обработке и анализу данных:
Эти системы используют запатентованные алгоритмы для измерения статического тока электропривода подъема, что позволяет точно определять массу грунта в ковше. Российские разработки отличаются особой надежностью, работая в экстремальных условиях (температуры от -40°C до +50°C, высокая влажность и вибрация).
2. Инновационные системы управления и автоматизации
Компания Liebherr представила передовые решения для горных экскаваторов:
1. Пакет "Высокая производительность" включает:
o Truck Loading Assistant - система помощи при загрузке самосвалов с точностью до 99%
o Оптимизация погрузочного цикла в реальном времени
o Предотвращение перегрузки и недогрузки транспортных средств
2. Пакет "Операционная аналитика" предлагает:
o Мониторинг производительности оператора (скорость циклов, загрузка ковша)
o Анализ условий эксплуатации и загрузки машины
o Рекомендации по корректному управлению экскаватором
Эти системы доступны для моделей R 9150, R 9200, R 9350, R 9400, R 996B, R 9600 и R 9800, с возможностью модернизации во время планового ТО.
3. Инновационные конструкции рабочего оборудования
Российские разработчики предлагают запатентованные решения:
Эти решения прошли кинематический анализ, разработаны передаточные функции для оптимизации скорости копания в зависимости от положения режущей кромки ковша.
4. Системы оценки квалификации операторов
Современные подходы включают:
Исследования показывают, что до 90% влияния на ресурс экскаватора до капитального ремонта оказывают три фактора: качество подготовки забоя, управление экскаватором и его техническое состояние.
Будущие разработки включают:
Эти инновационные решения демонстрируют, как искусственный интеллект и передовые технические разработки трансформируют работу карьерных экскаваторов, повышая их эффективность, безопасность и срок службы.
В истории горной и карьерной техники существует множество выдающихся экскаваторов, которые поражают своими размерами, производительностью и уникальными характеристиками. Вот некоторые из самых известных моделей и их вклад в развитие отрасли:
Bagger 288 (Германия)
Big Muskie (США)
ЭШ-100/100 (СССР)
Hitachi EX8000-6 (Япония)
P&H 4100XPC (США/Чили)
Эти гиганты сыграли ключевую роль в развитии горнодобывающей промышленности, демонстрируя инженерные достижения разных эпох.
Инновации в экскаваторах делают горнодобывающую отрасль более устойчивой и прогрессивной. Следите за развитием технологий и оставайтесь на шаг впереди!