



Мобильные платформы для ремонта мостов. Обзор рынка
Мобильные платформы для ремонта мостов представляют собой специально разработанные конструкции, которые позволяют рабочим безопасно и эффективно выполнять ремонтные работы на высоте. Их использование значительно сокращает время простоя мостов, что особенно важно для крупных городов, где транспортная нагрузка на инфраструктуру очень высока.
История создания мобильных платформ для ремонта мостов отражает эволюцию технологий, направленных на повышение эффективности, безопасности и скорости проведения работ.
В России и Беларуси с 1990-х годов начали производить мостовые платформы для обслуживания нижних и фасадных поверхностей мостов. Например: ПМК-7 — консольная платформа для тротуаров шириной 1–2.5 м, созданная на базе высокопрочных ферм. БЛ-08-01 — мобильная платформа на катках (производство ООО "Блюминг", Беларусь), позволяющая обслуживать мосты с тротуарами до 1.5 м без крана. Ее особенность — поворотная рабочая площадка и ручной привод, развертывающий систему за 10 минут.
С 1980-х годов мировыми лидерами стали немецкая MOOG и итальянская BARIN, предложившие мобильные решения для сложных конструкций: Первая машина компании MOOG выпущена в 1980 году Альфонсом Мугом. Серия MBI (грузоподъемность до 1000 кг) и MFG (компактные платформы для краев мостов) используют телескопические платформы с глубиной опускания до 18 м.
Компания BARIN основана в 1963 году. Серия ABC (платформы до 21 м длины) и AB (гибридные системы для ж/д и автострад) работают при температуре до -20°C и ветре 50 км/ч.
С 2001 года ПВООО «Трансмост» (Беларусь) производит платформы типа ПМК-5 и ПГММ7-ППП для пескоструйной очистки и ремонта мостов. ЗАО «Энерпром» (Россия) разрабатывает гидравлическое оборудование для усиления мостов методом внешнего преднапряжения, включая домкраты-натяжители канатов и анкеры.
За время своего развития мобильные решения платформ для ремонта мостов претерпели ключевые инновации такие как гибридные шасси (BARIN AB), а именно совмещение движения по дорогам и рельсам. Создание телескопических платформ с поворотом до 120° (БЛ-08-01) для доступа к фасадам. Внедрение технологии усиления мостов без остановки движения (Энерпром) - внешнее преднапряжение.
Современные системы ориентированы полную автоматизацию процесса ремонта (MOOG, BARIN), создание универсальных платформ как для ж/д мостов, так и для автострад. Снижение времени развертывания (ручные приводы за 10 минут).
Современные мобильные платформы для ремонта мостов оснащаются различными техническими решениями, обеспечивающими эффективное выполнение работ. Вот ключевые элементы их оснащения:
1. Рабочая площадка
· Телескопическая конструкция позволяет увеличивать длину рабочей зоны до 8–10 метров, а в некоторых моделях — до 23 метров.
· Поворотный механизм (угол поворота от 0° до 180°), что обеспечивает доступ к пролетам и фасадам мостов.
· Грузоподъемность варьируется от 300 до 800 кг в зависимости от модели и наличия съемных секций.
2. Привод и управление
· Ручной привод — позволяет быстро развернуть платформу в рабочее положение за 10 минут.
· Гидравлический привод — используется в более мощных моделях, например, на шасси автомобилей МАЗ или КамАЗ
3. Система перемещения
· Катки или колесные опоры — обеспечивают передвижение вдоль моста со скоростью до 5 км/ч.
· Выдвижные опоры — увеличивают устойчивость, особенно при работе с барьерными ограждениями высотой до 1,2 метра.
4. Дополнительное оборудование
· Съемные секции — увеличивают грузоподъемность и длину рабочей зоны.
· Тяговое дышло — позволяет буксировать платформу по объекту без использования кранов.
· Анкерные крепления и домкраты — применяются для работ с внешним преднапряжением при реконструкции мостов.
5. Сертификация и безопасность
· Наличие сертификатов соответствия РФ и Республики Беларусь.
· Работа в любых погодных условиях, включая заснеженные поверхности.
Классификация мобильных платформ для ремонта и обслуживания мостов
Мобильные платформы для ремонта и обслуживания мостов классифицируются по нескольким категориям, которые зависят от их конструкции, функциональности и области применения. Для детального подбора модели рекомендуется учитывать специфику объекта (высота ограждений, ширина тротуара и т. д.), а также требования к сертификации (например, наличие сертификатов РФ и РБ) Основные категории включают:
По типу конструкции и способу перемещения
· Передвижные на катках (ручные)
· Мобильные на шасси автомобиля (гидравлические).
· На прицепах
По грузоподъемности
· Легкие (до 300 кг)
· Средние (300–600 кг)
· Тяжелые (600–800 кг и более)
По ширине зоны обслуживания
· Узкие (до 8 м)
· Широкие (8–10 м и более)
По типу привода
· Ручные
· Гидравлические
По назначению (типы мостов)
· Автомобильные мосты и путепроводы
· Железнодорожные мосты (ограниченно)
· Эстакады и виадуки
По глубине опускания
Список производителей и ведущих моделей мобильных платформ для ремонта автомобильных мостов и путепроводов.
Компания Barin S.p.A. (Италия) Основные модели: ABC 50: Грузоподъемность 300 кг, глубина опускания 4 м, угол поворота 180°. ABC 230/L: Грузоподъемность 600 кг, длина рабочей зоны 23 м, глубина опускания 8,5 м. ABC 170/L: Грузоподъемность 800 кг, длина платформы 17 м, гидравлический привод.
ООО «Блюминг» (Беларусь/Россия) Основные модели: БЛ-08: На шасси МАЗ-437043, грузоподъемность 300 кг, глубина опускания 5 м, гидравлический и ручной привод. БЛ-08-01 (на катках): Ручной привод, грузоподъемность 300 кг (до 400 кг с доп. секциями), длина платформы до 10 м.
ООО «Трансмост» (Беларусь) Основные модели: ПГММ-8-АПС-2.5: Устанавливается на шасси МАЗ/КамАЗ, гидравлический привод, съемная конструкция. ПГММ-7П: Ручные платформы для ремонта мостов, грузоподъемность 400 кг. ПГММ7-УН: Позволяет работать без опоры на тротуар, подходит для уширения пролетов.
ООО «Группа компаний БелДорТехника» (Россия) Основные модели: Мобильные платформы с грузоподъемностью 300–400 кг, шириной зоны обслуживания 8–10 м, углом поворота до 180°.
ООО «Коляда» (официальный представитель «Трансмост» в России) Поставляет модели ПГММ7-АП, ПГММ7-Т, ПГММ7-ПУ на шасси КамАЗ и другие.
Ключевые характеристики мобильных платформ для ремонта автомобильных мостов и путепроводов для выбора:
· Грузоподъемность: от 300 кг до 800 кг.
· Глубина опускания: до 10 м.
· Тип привода: гидравлический, ручной или комбинированный.
· Мобильность: на шасси (МАЗ, КамАЗ), прицепах или катках.
Список производителей и ведущих моделей мобильных платформ для ремонта железнодорожных мостов.
Компания BARIN (Италия). Серия AB – Мобильные системы с гибридной ходовой частью, способные передвигаться как по дорогам общего пользования, так и по железнодорожным путям. Модель AB 10.5 combi – Подходит для инспекции и ремонта железнодорожных мостов. Модель AB 20/S – Обеспечивает доступ к труднодоступным участкам мостов. Особенности: Работает при температуре до -20°C. Устойчивость при скорости ветра до 50 км/ч. Возможность работы через препятствия (ограждения, тросы).
MOOG (Германия). Серия MBI – Платформенные системы для ремонта мостов. Модель MBI 175-1.5 S – Грузоподъемность до 800 кг, глубина опускания до 9,2 м. Серия MFG – Компактные системы для инспекции краев мостов. Особенности: Совместимость с железнодорожными шасси. Возможность работы с рельсовыми и автомобильными шасси.
Некоторые модели (например, BARIN AB и MOOG MBI) могут быть адаптированы под железнодорожные нужды с гибридными шасси.
Компания Блюминг (Беларусь). Модель БЛ-08-01 – Платформа на катках с ручным приводом, предназначена для ремонта мостов. Грузоподъемность: 300 кг (возможно увеличение). Длина платформы: до 8 м (до 10 м по спецзаказу). Глубина опускания: до 5 м. Особенности: Поворотная рабочая площадка (0–110°). Может использоваться на железнодорожных мостах.
ТРАНСМОСТ (Беларусь). Модель ПМК-5 (ПГМ8-УН) – Мостовая платформа для ремонта и обслуживания мостов. Модель ПГММ7-ППП – Используется для работ на железнодорожных и автомобильных мостах. Особенности: Установка на шасси (например, МАЗ 4370).
БелДорТехника (Россия/Беларусь) Модель МК-01, МК-02, МК-03 – Мобильные мостовые платформы. Грузоподъемность: 300–400 кг. Ширина зоны обслуживания: 8–10 м. Особенности: Сертифицированы Ростехнадзором.
Сравнение ключевых характеристик:
Производитель |
Модель |
Грузоподъемность |
Глубина опускания |
Ж/д совместимость |
BARIN |
AB 10.5 combi |
До 500 кг |
До 8 м |
Да |
MOOG |
MBI 175-1.5 S |
До 800 кг |
До 9,2 м |
Да |
Блюминг |
БЛ-08-01 |
До 300 кг |
До 5 м |
Да |
ТРАНСМОСТ |
ПМК-5 |
Уточняется |
Уточняется |
Да |
БелДорТехника |
МК-03 |
До 400 кг |
До 5 м |
Да |
Список производителей и ведущих моделей мобильных платформ для ремонта эстакад и виадуков
Barin S.p.A. (Италия) Модели: ABC 50 (передвижная, грузоподъемность 300 кг, глубина опускания 4 м) ABC 110/L (гидравлическая, грузоподъемность 600 кг, длина рабочей зоны 11 м) ABC 230/L (мобильная, грузоподъемность 600 кг, длина платформы 23 м) ABC 170/L (гидравлическая, грузоподъемность 800 кг, глубина опускания 8–9,5 м).
ООО «Блюминг» (Россия) Производит гидравлические платформы на базе шасси МАЗ и КамАЗ. Модель: БЛ-08.
ООО «Трансмост» (Беларусь) Выпускает платформы серии ПГММ (модификации П, ПП, ПВ). База: МАЗ-437043, трактор МТЗ «Беларусь».
Мобильные платформы комплектуются дополнительным оборудование для обслуживания эстакад. Во – первых ножничными дизельными подъемниками для ремонта металлоконструкций. Они применяются в стесненных условиях, обеспечивают вертикальный подъем. А также кранами для монтажа мостовых балок 160 тон как пример с с функцией точного позиционирования балок.
Искусственный интеллект в управлении мобильными платформами для ремонта мостов
Внедрение искусственного интеллекта в управление мобильными платформами для ремонта мостов открывает новые возможности для повышения эффективности, безопасности и качества работ. Будущее мостового ремонта, несомненно, связано с интеллектуальными системами, способными анализировать, принимать решения и оптимизировать процесс обслуживания мостовых конструкций.
Современные мобильные платформы для ремонта и обслуживания мостов представляют собой сложные инженерные системы, которые все чаще интегрируют технологии искусственного интеллекта (ИИ) для повышения эффективности и безопасности работ. Эти платформы, такие как белорусские модели БЛ-08-01 на катках или ПГММ 7-АП на шасси МАЗ, а также итальянские системы Barin ABC, традиционно управляются операторами, но с внедрением ИИ получают новые возможности.
1. Гидравлические системы управления - многие модели, такие как ПГММ 7-АП или БЛ-08, оснащены гидравлическими приводами с дублирующим ручным управлением, что упрощает позиционирование платформы.
2. Быстрое развертывание - современные платформы могут переходить в рабочее положение за 7-10 минут благодаря оптимизированным механизмам складывания.
3. Телескопические и поворотные механизмы - платформы Barin ABC 200/L способны поворачиваться на 180° под мостом, обеспечивая доступ к труднодоступным зонам.
4. Анализ геометрии моста с помощью лидаров и камер для оптимального позиционирования.
5. Автоматическая стабилизация с учетом ветровой нагрузки и вибраций.
6. Адаптация к условиям - автоматическая корректировка параметров работы при изменении погодных условий.
7. Автоматическое планирование маршрута обследования на основе 3D-модели моста.
8. Приоритезация зон для проверки на основе данных предыдущих обследований.
9. Автоматическое документирование дефектов с привязкой к координатам.
10. Прогнозирование износа компонентов моста на основе вибрационных характеристик.
11. Оптимизация графика ремонтов на основе фактического состояния конструкций.
12.Автоматическое обнаружение трещин и других дефектов с помощью компьютерного зрения.
13.Мониторинг состояния операторов с помощью камер и датчиков
14.Автоматическое прекращение работы при обнаружении опасных ситуаций
15. Адаптация к условиям - изменение параметров работы при ухудшении погоды.
Внедрение ИИ в мостовые платформы сталкивается с рядом технических сложностей. Работа ведется в сложных условиях, мостовые платформы эксплуатируются при различных погодных условиях, что требует особой надежности систем. Добавление вычислительного оборудования не должно существенно увеличивать массу платформы (например, БЛ-08-01 имеет массу не более 3000 кг). Системы ИИ требуют значительных вычислительных ресурсов, что может быть проблемой для автономных платформ. Многие платформы, такие как ПГММ 7-П, используют ручное управление, что требует разработки новых интерфейсов и интеграции с существующими системами.
Тем не менее производители уже активно интегрируют элементы ИИ в мобильные платформы для ремонта мостов. Например, Barin ABC используют сложные системы управления с возможностью дистанционного контроля, что является шагом к автономности. Трансмост ПГММ применяют особые методы расчета для оптимизации материалов, что может быть усилено алгоритмами ИИ. Блюминг БЛ-08 имеют сертификаты соответствия, что важно для внедрения новых технологий.
На рынке доминируют два ключевых игрока – BARIN и MOOG, но также присутствуют локальные производители, такие как "Блюминг" и "Трансмост". Выбор зависит от требований к грузоподъемности, глубине доступа и типу моста.
Сравнение мобильных систем для ремонта мостов от компаний BARIN (Италия) и MOOG (Германия)
1. Общие характеристики
Обе компании предлагают мобильные системы для инспекции и ремонта мостов, которые:
· Устанавливаются на шасси грузовиков, включая гибридные варианты для железнодорожных мостов.
· Оснащены телескопическими стрелами с рабочими платформами или корзинами для доступа к труднодоступным участкам мостов.
· Могут опускаться на глубину до –18 м или подниматься на +86 м.
2. Ключевые отличия:
Параметр |
MOOG (Германия) |
BARIN (Италия) |
Грузоподъемность |
До 1000 кг (серия MBI) |
До 800 кг (серия ABC) |
Глубина опускания |
До 9.2 м (MBI 175-1.5 S) |
До 8.0 м (ABC 200 L) |
Температурный режим |
Не указано |
До –20°C и ветер до 50 км/ч |
Особенности |
- Сменные платформы (серия MBI). |
- Решетчатая стрела для снижения веса. - Гибридное шасси для ж/д и автотрасс (серия AB). - Проводное управление. |
3. Пример сравнения популярных моделей
Для ремонта автомобильных мостов с широкой платформой:
Модель |
MOOG MBI 175-1.5 S |
BARIN ABC 200 L |
Длина платформы |
20 м |
20 м |
Ширина платформы |
1.5 м |
1.1 м |
Грузоподъемность |
800 кг |
500 кг |
Масса машины |
32 т |
29 т |
Колесная формула |
8×4 |
6×4 |
MOOG предлагает более мощные системы с большей грузоподъемностью и глубиной опускания, а BARIN — более легкие и адаптированные для сложных условий (например, железнодорожных мостов). Цены сопоставимы, но MOOG может быть дороже из-за более высоких технических характеристик. BARIN лучше подходит для инспекций, MOOG — для тяжелого ремонта.
Сравнение мобильных систем для ремонта мостов от компаний «Блюминг» и «Трансмост»
1. Производители и общая информация
«Блюминг» (Беларусь/Россия): Специализируется на производстве дорожно-строительной, коммунальной и сельскохозяйственной техники. Предлагает мобильные платформы для ремонта мостов, такие как БЛ-08-01 и БЛ-08-01П (на тракторном прицепе). Основные преимущества включают поворотную рабочую площадку, увеличенную консоль рамы и сертификаты соответствия РФ и Беларуси.
«Трансмост» (Беларусь): Занимается строительством и ремонтом мостов, а также производством мостовых машин и платформ. Примеры продукции: ПГММ-7, ПГММ-8 и ПМК-5. Техника адаптирована для работы в сложных условиях, включая северные регионы.
2. Технические характеристики
· Грузоподъемность: У «Блюминг»: до 300 кг (БЛ-08-01), с возможностью увеличения за счет съемных секций. У «Трансмост»: модели типа ПГММ-8 могут иметь грузоподъемность до 400 кг и более, в зависимости от модификации.
· Глубина опускания: «Блюминг»: до 5 м. «Трансмост»: в некоторых моделях достигает 5.4 м и более.
· Привод: «Блюминг»: ручной или гидравлический (в зависимости от модели). «Трансмост»: ручной, гидравлический или комбинированный.
3. Конструктивные особенности
«Блюминг»: Поворотная рабочая площадка (до 110°), телескопическая конструкция, возможность обслуживания фасадов и пролетов без крана. Модель на тракторном прицепе (БЛ-08-01П) позволяет буксировать платформу со скоростью до 5 км/ч.
«Трансмост»: Решетчатые стреловые конструкции, возможность складывания для транспортировки. Некоторые модели оснащены наклонными ледорезными опорами для работы в условиях заторообразования на реках.
4. Применение и адаптация
«Блюминг»: Подходит для ремонта мостов с тротуарами до 1.5 м и барьерными ограждениями высотой до 1.2 м. Работает в любых погодных условиях, включая заснеженные поверхности.
«Трансмост»: Техника разработана для эксплуатации в экстремальных условиях (например, мерзлые грунты, приливные зоны). Модели типа ПГММ-7 и ПМК-5 используются на железнодорожных и автодорожных мостах.
5. Сертификация и дополнительные услуги
Оба производителя имеют сертификаты соответствия РФ и Беларуси. «Трансмост» также предоставляет услуги по обследованию и проектированию мостов, включая реконструкцию и усиление конструкций.
Ключевые отличия:
Характеристика |
«Блюминг» |
«Трансмост» (ПГММ-7/8) |
Грузоподъемность |
До 300 кг |
До 400 кг и более |
Глубина опускания |
До 5 м |
До 5.4 м |
Привод |
Ручной/гидравлический |
Ручной/гидравлический |
Поворот платформы |
До 110° |
До 180° (в некоторых моделях) |
Особенности |
Телескопическая конструкция |
Решетчатые стрелы, адаптация к мерзлым грунтам |
«Блюминг» предлагает более компактные и мобильные решения для стандартных задач, тогда как «Трансмост» ориентирован на сложные проекты с повышенными требованиями к грузоподъемности и адаптации к экстремальным условиям. Выбор зависит от конкретных задач и условий эксплуатации.
Требования к персоналу, работающему на мобильных подъемных платформах (МПРП) для ремонта мостов
Требования к персоналу строго регламентированы и направлены на минимизацию рисков при работе на высоте. Компании, выполняющие подрядные и субподрядные работы по ремонту мостов на мобильных подъемных платформах, обязаны обеспечивать регулярное обучение, медосмотры и контроль соблюдения норм безопасности. Для работы с узкоспециализированными системами (например, MOOG MBI или BARIN ABC) необходимо дополнительное обучение у производителя.
Персонал должен иметь соответствующую квалификацию по профессии (например, машинист подъемника, монтажник, инженер-ремонтник) и документы, подтверждающие обучение. Обязательно прохождение курсов по управлению МПРП, включая теоретические знания (устройство платформы, правила эксплуатации) и практические навыки (управление в различных условиях). Работники должны пройти инструктаж по технике безопасности, включая правила работы на высоте, а также обучение действиям в аварийных ситуациях (например, при опрокидывании платформы или поражении электрическим током).
Персонал должен проходить предварительные и периодические медосмотры (не реже 1 раза в год) для допуска к работам на высоте. Запрещено привлекать к работе лиц с заболеваниями, влияющими на координацию, зрение, сердечно-сосудистую систему, а также с психическими расстройствами.
Перед допуском к самостоятельной работе сотрудник должен пройти стажировку под руководством опытного наставника, изучить безопасные методы работы и особенности конкретной модели МПРП. После обучения и стажировки проводится проверка знаний по охране труда, результаты которой фиксируются в удостоверении
Обязательно применение страховочных систем (поясов, касок), особенно при работе на высоте более 1,3 м. Операторы должны владеть знаковой сигнализацией, применяемой при работе МПРП (например, жесты для координации с наземным персоналом). Запрещена работа при скорости ветра свыше 50 км/ч или температуре ниже -20°C (для некоторых моделей).
Для ремонта мостов с использованием платформ MOOG или BARIN может потребоваться обучение работе с телескопическими стрелами, гибридными ходовыми системами (для железнодорожных мостов). Персонал должен уметь проводить предварительный осмотр платформы перед началом работ (проверка гидравлики, ограждений, аварийных систем).
Преимущества мобильных платформ неоспоримы. Они обеспечивают доступ к труднодоступным участкам моста, минимизируя при этом риски для рабочих. Кроме того, благодаря мобильности таких платформ, ремонт может проводиться в любое время года и в любых погодных условиях.
Инвестиции в такие платформы - это инвестиции в безопасность и долговечность мостов, что непосредственно влияет на экономическое развитие регионов.