Федеральные и региональные трассы в большинстве своём в зимний период содержат достойно. КДМ и другая уборочная техника на них выезжает регулярно. А вот с дорогами, где интенсивность движения крайне низкая, дела обстоят похуже. В лучшем случае раз в месяц пройдётся автогрейдер, в худшем – грузовики сами укатают колею.
Сотрудники Пермского национального исследовательского политехнического университета озадачились поиском решения повышения коэффициента сцепления шин с уплотнённым снежным покровом. Они изучили эксплуатационные характеристики местных дорог, которые используют для вывоза сортимента и загрузили данные в адаптивную нейро-нечёткую систему вывода (ANFIS).
Туда же внесли информацию о предлагаемых к использованию фрикционных материалах, таких как щебень и песок. На смоделированном цифровом двойнике дороги провели ряд исследований о сочетаниях плотности поверхности и камней. Оказалось, что плотность распределения каменных материалов фракций 5-10 мм на снегу должна соответствовать 4,5 кг/м2, фракций 5-20 мм – не менее 7 кг/м2, 15-20 мм – не менее 8 кг/м2, 5-15 мм – не менее 6кг/м2. А плотность снежной поверхности в идеале должна быть не менее 0,65 г/см3.
При соблюдении этих условий шины транспортных средств получают максимальный коэффициент сцепления и техника остаётся управляемой.
Взято с сайта www.igrader.ru