Эксперты предупреждают: через три года российские лесозаготовки могут столкнуться с коллапсом из-за катастрофического состояния машинного парка.
Основа российской лесозаготовительной отрасли - её техника стремительно приближается к точке невозврата. По оценкам аналитиков, уже к 2028 году доля полностью изношенных харвестеров, форвардеров и трелёвочных тракторов рискует превысить 90%. Фактически, отрасль стоит на пороге паралича, когда работать будет попросту не на чем.
Картина сегодняшнего дня выглядит удручающе: там, где ещё недавно работали десятки тысяч единиц техники, теперь у арендаторов остаются считанные машины. Чтобы хоть как-то поддержать текущие объёмы, отраслевики оценивают минимальную потребность в 3,5–10 тысяч новых машин в ближайшие два-три года. Однако реалии таковы, что выполнение даже нижней планки этого плана выглядит маловероятным.
Последствия этого «технического истощения» уже начали сказываться. Ожидается, что в 2025 году объём заготовки древесины в России сократится до 180 млн кубометров, что существенно ниже показателей предыдущего года. Участники рынка не сомневаются: дальше будет только хуже. Из-за стареющей техники стремительно падает эффективность, а себестоимость кубометра древесины, напротив, растёт.
Впрочем, в этой кризисной ситуации можно разглядеть и потенциал для роста. Острый дефицит техники открывает исторический шанс для российских производителей, которые могут занять освобождающиеся рыночные ниши. Основные надежды связывают с локализацией производства ключевых машин: харвестеров, форвардеров и трелёвочных тракторов.
Современный рынок предлагает симбиоз возрождённых советских традиций и свежих разработок.
Харвестеры. АО «ЧЕТРА» предлагает рынку колёсные харвестеры под собственным брендом. Параллельно научные умы, например, Петрозаводского государственного университета, ведут исследовательские работы по созданию полностью отечественных моделей.
Форвардеры. В этом сегменте заметную роль играет продукция АМКОДОРа, которая, хоть и является результатом белорусско-российского сотрудничества, считается на рынке «своей». Тот же Петрозаводский госуниверситет работает над собственными конструкторскими решениями.
Трелёвочные тракторы. Здесь сильны корни. Такие компании, как ООО «КАТУНЬ», успешно продолжают наследие, занимаясь сборкой и модернизацией легендарного ТДТ-55, используя современные отечественные компоненты. Историческими прародителями этого класса техники остаются тракторы Кировского (КТ-12) и Алтайского (ТТ-4) заводов.
Понятие «российское производство» сегодня часто носит сборно-конструкторский характер. К примеру, форвардер AMKODOR FF560, позиционируемый на внутреннем рынке, комплектуется силовым агрегатом китайского бренда Weichai Power.
Что касается легенд советского машиностроения вроде КТ-12 или ТТ-4, то их эксплуатация в промышленных масштабах сегодня скорее дань истории. Их роль перешла к модернизированным версиям, таким как ТДТ-55, которые, благодаря использованию новых комплектующих, всё ещё сохраняют актуальность для отдельных предприятий.
Таким образом, отрасль оказалась на перепутье. Сможет ли отечественный производитель в сжатые сроки предложить качественную и доступную технику, или же лесозаготовка в России столкнётся с самым серьёзным кризисом за последние десятилетия - вопрос, ответ на который определит будущее целой индустрии.